alonka ([info]alonka) wrote in [info]namedni_60e_90e,

Мои намедни. Мои первые джинсы.

17 лет - возраст когда юноша хочет выглядеть не хуже других, когда на первом месте в жизни - однокурсницы, музыка, модная одежда... Вот о модной одежде речь и пойдет. Было это в далеком теперь уже 1980 году - я студент первого курса Львовского политехнческого, поступил в институт из глухого бамовского таежного поселка. Ну, вы сами понимаете - парень приехал на "Большую землю", хочется "соответствовать"... Очень мне хотелось купить себе джинсы, а в те времена купить нечто подобное в обычном универмаге было весьма проблематично, во всяком случае не в столице ( да и там пришлось как-то наблюдать очередь за индийскими джинсами, которая тянулась от желанного отдела на третьем этаже через весь этаж, по лестнице на улицу и еще на улице метров на двести). Фарцовщики у нас в студенческом общежитии, конечно были, из своих, из студентов, но цены у них были просто беспредельные. Надо сказать, что Львов от многих других городов СССР выгодно отличался близостью к польской границе и наличием у местного населения большого количества родственников по другую сторону границы. Поляков в городе всегда было много, т.к. в отличие от советских граждан им выехать за границу было не сложнее, чем нам сейчас. Многие из польских граждан не плохо на этих поездках зарабатывали - везли к нам джинсы, купленные в Польше или в ГДР за 10 доларов, продавали их у нас за 140 - 160 рублей ( по официальному тогдашнему курсу это было около 200 доларов), закупали у нас в ювелирках золото, вывозили ешо в Венгрию, там его тоже продавали... но речь сейчас не об этом.
Ходил тогда, да и сейчас он есть, такой поезд "Пшемысль (Перемышль) - Львов". Ну, вот мне сокурсники и подсказали, мол, сходи к прибытию поезда, договорись с поляком да и купи себе свою мечту дешевле, чем у фарцы. Сказано - сделано. Приехал я на вокзал, дождался прибытия поезда, смотрю - идет поляк с чемоданами, аж гнется под их тяжестью. Подхожу: "Пан джинсы имеет?" - "Имею". В общем, договорились что нужно бы посмотреть на товар, чтоб все честно было, без обмана. Отошли мы с ним в сторонку, он джинсы достает - просто чудо, а не джинсы: шотландские "Wildcat". И тут, значит, расплачиваюсь я с ним (160 рублей отстегнул - родители с БАМа специально прислали) и уже готовлюсь забрать вымечтаную свою одежку, как вдруг откуда ни возьмись с трех сторон подходят к нам люди в штатском и начинают нам в физиономию ксивы совать, под белы руки меня и поляка брать, в служебную машину тащить и протокол сочинять. Ну, все думаю, пропал ты, брат и институт твой пропал и вообще стыдоба будет и черное пятно на всей твоей досель не запятнаной биографии. Мент значит протокол составляет и у меня спрашивает: "Фарцовщик?" - "нет,-говорю, - студент, для себя брал". "Сколько за джинсы заплатил?" Ну, тут чего уж врать-то, как было, так и говорю, 160, мол. Он: "Ты ж за эти деньги мог себе два костюма купить", а я - "Да зачем мне эти костюмы, я джинсы хочу, а где они в магазине?" В общем, гляжу краем глаза, поляк им полученные от меня рубли сует, убалтывает. Таки он их уболтал. Сделали менты строгое лицо, назидательно сказали - завтра придешь в отделение и джинсы мне отдали... так я стал обладателем первых своих настоящих джинсов.

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments

[info]shuriken_ru

August 3 2009, 18:59:31 UTC 2 years ago

Жесть... Потом в отделение-то не ходил? А поляк, интересно, хоть "по нулям"-то остался?

[info]alonka

August 3 2009, 19:05:20 UTC 2 years ago

Нет, не ходил. :))
Хотя и переживал, конечно, первое время...

[info]ja_va

August 7 2009, 06:07:11 UTC 2 years ago

200 долларов это было 140 инвалютных рублей, не путайте их с рублями внутренними.
Внутренние рубли на черном рынке менялись на доллары по курсу примерно один к пяти, т.е. 140 рублей это было 28 долларов.

Кстати, у нас в Питере в начале 80 в магазинах иногда бывали джинсы, в Гостинном Дворе, к примеру, при этом ГОСЦЕНА была 100 рублей, и даже по этой цене стояли километровые очереди.

[info]alonka

August 7 2009, 08:16:59 UTC 2 years ago

Поляки не меняли рубли на черном рынке. Они на обычные "деревянные", полученные от продажи ширпотреба, в т.ч. и джинсов, закупали золотые изделия в ювелирных магазинах, а потом это золото, как я уже говорил, продавали в Венгрии, где цены на золото всегда были выше. У моей жены есть родственники в Польше, так они в те времена на одном таком круговом вояже заработали себе на строительство дома.

[info]ja_va

August 7 2009, 19:01:31 UTC 2 years ago

Да собственно меняли они или нет не важно, просто вы привели пример 140 рублей = 200 долларов, что есть не верно. 140 тогдашних рублей это примерный эквивалент 28 долларов, хоть меняй, хоть не меняй.

[info]molodozhon

August 8 2009, 22:53:26 UTC 2 years ago

Насколько я помню, в те годы курс (официальный) был таков 65-68 копеек за доллар США.Т.е. 140 рублей равны 200 долларам США

[info]ja_va

August 9 2009, 02:10:21 UTC 2 years ago

Ну так сходили бы в банк, попробовали купить доллары по этом курсу :)

Еще раз повторю- речь шла об инвалютных рублях. К примеру, морякам в зависимости от должности полагалось различное количество инвалютных копеек за день работы за рубежем, их выдавали по указанному вам курсу в долларах. Едущим за границу меняли ограниченную сумму по этому курсу, как правило 7 инвалютных рублей в день, что к началу 90-х из за возрозшего потока выезжавших вначале снизили до 200 рублей в месяц, потом поменяли курс в десять раз, до 6 рублей за доллар, потом и вовсе отменили обмен, оставив все черному рынку да обменным конторам, где курс к тому времени был порядка 30 рублей за доллар (лето 91 года).

Реальный курс доллара к ВНУТРЕННЕМУ рублю существовал на черном рынке, и колебался в зависимости от суммы обмена и близости к источнику валюты, так у непосредственно получавших валюту от иностранцев фарцовщиков он мог быть 3 рубля за доллар (когда им нужно было быстро от валюты избавится), 4 рубля за доллар (когда было время и возможность отдать валюту без спешки) и, наконец, более менее доступный большенству курс покупки у валютных спекулянтов, по которому доллары были практически всегда, был 5 рублей за доллар. По 65 копеек долларов в свободной продаже никогда не было и не могло быть.

[info]molodozhon

August 9 2009, 06:40:19 UTC 2 years ago

Спасибо, вы абсолютно правы. Я отвык уже от тех времён, когда торговля валютой в стране была вне закона:-)Да , в сущности, подавляющему числу людей в СССР она была и не нужна.
Да и стоимость рабочих штанов в капстранах тоже не была умопомрачительной - 10-25 долларов(?).Иначе отдуда браться навару на их продаже у себя в стране?

[info]ja_va

August 9 2009, 18:21:51 UTC 2 years ago

Это верно, хотя и не во всех случаях- те же фарцовщики часто меняли иностранцам джинсы и прочие западные штучки на матрешки, военную форму и прочее. В результате навар был, т.к. матрешки и форма покупались буквально за копейки, а джинсы продавались по умопомрачительным ценам. Иностранцам же тоже было выгодно, - в спец магазинах им все это предлагалось за валюту и выходило во много раз дороже. Другое дело моряки, они конечно покупали сразу на продажу, и потому привозили самое дешевое, купленное на распродажах или в секонд хендах, а цены все равно выходили огромные- так, японская магнитола (которая на западе стоила 80-200 долларов) в начале 80-х продавалась от 1000 до 3000 рублей, первые видиомагнитофоны по 3000-3500 и т.д., и это при средней зарплате в 180 в месяц. Кто их покупал думаю понятно ;)

[info]molodozhon

August 8 2009, 22:49:33 UTC 2 years ago

Да. Торжественная история. Я в теме. " Штаны Монтана и два кармана"
Create an Account
Forgot your login or password?
Facebook Twitter More login options
English • Español • Deutsch • Русский…