?

Log in

No account? Create an account
Фея – пулеметчица. От «Чапаева» к «Золушке». - НАМЕДНИ: образы утраченного времени [entries|archive|friends|userinfo]
НАМЕДНИ: образы утраченного времени

[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Фея – пулеметчица. От «Чапаева» к «Золушке». [Feb. 16th, 2013|03:43 am]
НАМЕДНИ: образы утраченного времени

namedni_60e_90e

[album_clippings]

Мясникова Варвара Сергеевна
Заслуженная артистка РСФСР (1935)
Феноменально элегантная,изящно-манерная и забывчивая Фея в "Золушке и героиня анекдотов наряду с Петькой и Василием Ивановичем знаменитая Анка пулеметчица из "Чапаева" какие разные роли и какая разная в этих образах Варвара Сергеевна Мясникова.

Сталин придумал ей одну роль а министр кинематографии сократил другую.

Варвара Мясникова родилась в Санкт-Петербурге 5 октября 1900 года.



Ее отец работал в страховом агентстве "Саламандра", а мать была домашней хозяйкой, занималась воспитанием двоих детей.
В 1918 году Варвара закончила женскую гимназию. И выбрала, как казалось ей и её родным, после революции, надежный кусок хлеба, поступив на службу в Наркомпрос в качестве инструктора-оператора.
Там она узнает - что ученик Ю.Е. Озаровского, актер Александринского театра, любимец публики, театровед Всеволод Николаевич Всеволодский-Гернгросс


Класс Ю.Э.Озаровского. В центре (стоит) - Ю.Э.Озаровский, крайний справа - В.Н.Всеволодский-Гернгросс, Санкт-Петербург 1908 г.

ныне по совместительству член Секции по репертуару Наркомпроса, добился от большевиков согласия на открытия «ИНСТИТУТА ЖИВОГО СЛОВА». Курсы, которые преподавались в институте были «обращенные к детям и учащимся и рассчитанные также на педагогов, ораторов и декламаторов, были призваны обучить студентов любого возраста и уровня образования принципам устной речи.»



Варвара с головой окунулась в новый и такой желанный театральный мир. В дальнейшем, не имея возможности совмещать учебу и работу, Мясникова уволилась из Комиссариата и стала подрабатывать преподавателем художественного чтения в школах рабочей молодежи.
В институте Варвара Мясникова училась сначала на общетеоретическом отделении, а затем перешла на специальное театральное, пройдя квалифицированную комиссию Мясникова получила звание артистки и вошла в состав труппы Ленинградского экспериментального театра при институте.
В 1925 году, за неимением средств существования, театр закрылся, и Мясникова поступила в Большой Драматический Театр, где отработала 2,5 сезона, одновременно занимаясь в мастерской Бориса Зона.



В 1927 году Варвара полностью перешла на работу в кино, Застав расцвет Советского немого кино. В этот период она сыграла ряд заметных ролей, среди которых Ольга («Парижский сапожник»)


Федор Никитин и Варвара Мясникова в фильме "Парижский сапожник"



Ирина Елагина («Инженер Елагин»),

Зина Башкирова («Человек с портфелем»), Вера («Спящая красавица»), Анна Штукова
в 1931 году Варвара становится штатной артисткой киностудии «Ленфильм». Где она 32 году снимается в
фильме «Личное дело» у «братьев» Васильевых.



Режиссеры Георгий Васильев и Сергей Васильев, работавшие под общим псевдонимом «братья Васильевы».

1934 год круто меняет ее жизнь, Варвара выходит замуж за Сергея Васильева, а «братья Васильевы» получают задание партии и правительства к 1-му « Советскому Кинофестиваль в Москве» снять эпическую картину о победах красной армии.
По легенде на первом просмотре
Сталин фильм забраковал и приказал переделать так, чтобы в фильме были четыре главных персонажа:
Красный командир — выходец из трудового народа (Чапаев)
Красный комиссар — лицо ВКП(б) — (Фурманов)
Солдат Красной Армии (Петька)


Четвёртый персонаж должен был отображать образ русской женщины в гражданскую войну

Для своей любимой жены режиссёр Сергей Васильев придумал роль Анки-пулемётчицы
… создателям фильма случайно попалась публикация о санитарке Марии Андреевне Поповой, которая во время одного из боёв подползла к раненому пулемётчику, а он, пригрозив её пристрелить, заставил стрелять из «Максима». Мария Попова, по её словам, закрыв глаза, нажала на гашетки пулёмета, а сам солдат здоровой рукой управлял стволом пулемёта. Этот случай и использовали постановщики в своём фильме. Так и появилась Анка-пулемётчица.




4 ноября 1934 года первыми зрителями фильма «Чапаев» стали Сталин, Ворошилов, Молотов, Енукидзе и Шумяцкий, возглавлявший тогда отечественный кинематограф. Когда зажегся свет, Сталин сказал Шумяцкому: «Вас можно поздравить с удачей. Здорово, умно и тактично сделано. Хороши и Чапаев, и Фурманов, и Петька. Фильм будет иметь большое воспитательное значение».
По подсчетам председателя управления кинофотопромышленности Бориса Шумяцкого, Сталин за два года посмотрел «Чапаева» 38 раз. Потом Шумяцкого арестовали, и статистику больше никто не вел.
После успеха на «Московском международном кинофестивале» ( Советский Кинофестиваль в Москве ) Варваре Сергеевне присваивается звание Заслуженная артистка РСФСР (1935)
Советский народ старался не отставать от вождя.
Вскоре у кинотеатров начали выстраиваться огромные очереди - так началось триумфальное шествие ленты «Чапаев», позже включенной в сотню лучших фильмов мира.

На всякий случай, Васильевы сняли три финала:

По городу маршируют красные войска. На них любуются Анка с Петькой. А за кадром звучит голос почившего Чапаева: «Счастливые, говорю, вы с Петькой. Молодые. Вся жизнь впереди».

В саду Анка выгуливает детей. К ним подходит Петька, он уже возглавляет стрелковую дивизию. За кадром голос того же Чапаева: «Вот поженитесь, работать вместе будете. Война кончится, великолепная будет жизнь. Знаешь, какая жизнь будет? Помирать не надо!».

И тот, что есть. Подумали режиссеры и решили, что в самой смерти легендарного командира и последующей лихой кавалерийской атаке и заключается самый большой оптимизм.

Одним из анекдотов про Чапаева был такой - "Зачем вы в десятый раз идёте смотреть фильм "Чапаев? -Жду, вдруг выплывет!".
С началом Великой Отечественной войны дождались - Чапаев выплыл. Но это другая история

Фильм «Чапаев» обрёл счастливую развязку. 31 июля 1941 года был выпущен агитационный короткометражный фильм "Чапаев с нами", в котором Чапаев, по прежнему в исполнении актёра Бориса Бабочкина, вылезал на берег и обращался к зрителям с призывом бить фашистов.



С началом войны Ленфильм эвакуируют в Алма-Ату. Вместе с мужем и дочерью в эвакуации и Варвара Сергеевна, она опять снимается у мужа.


«ОБОРОНА ЦАРИЦЫНА» - Киноэпопея о героической обороне Царицына в 1918 году, которой руководили, согласно официальной трактовке истории гражданской войны, И.В.Сталин и К.Е.Ворошилов.

В 1942 г. за первую серию режиссёры Г. Васильев и С. Васильев, актёры М. Геловани, Н. Боголюбов, М. Жаров и оператор А. Сигаев получили Сталинскую премию I степени.На широкий экран вышла только первая серия киноэпопеи.

В блакадном Ленинграде у Варвары Сергеевны осталась 65-ти летняя мама и брат Алексей художник в Эрмитаже работал в отделе мелкой пластики. Оба погибли в 42-ом.

Война закончилась пора возращятся после её тягот хочется окунутся в мирную сказку
«Золушка» «Ленфильм» в 1947 год режиссёр Надежда Кошеверова и Михаилом Шапиро. Сценарий к фильму написал замечательный драматург Евгений Шварц.

Создатели фильма пытались добиться разрешения снимать фильм на цветной пленке. По замыслу авторов «Золушка» должна была быть цветной, а никак не черно-белой картиной! Об этом говорят и цветные эскизы костюмов и декораций работы прекрасного ленинградского художника Николая Акимова. Вопрос упирался в материальные ресурсы, которых в разрушенной стране катастрофически не хватало. "Золушка" была снята на черно-белой пленке. Летом 1946 года снимали натуру в Риге.


Не секрет, что Янина Жеймо снялась фильме "Золушка" в возрасте 38 лет и великолепно справилась со своей ролью. То же самое можно сказать и о Варваре Сергеевне Мясниковой, исполнившей роль прекрасной феи в возрасте 47 лет. Феи возраста не имеют и благодаря своему поставленному голосу, прекрасной, немного театральной игре, добрая волшебница из "Золушки" запомнилась нам загадочной и эфемерной, какими и бывают настоящие чудеса.
На съемочной площадке "Золушке" Фаина Раневская и Варвара Мясникова были самыми большими знаменитостями. В амплуа Варвары Сергеевны были роли героических девушек, патриоток. Тем удивительнее ее сказочное превращение в фею из сказки Шварца.
Шварцу удалось передать кротость и силу духа Золушки, он привнес в сказку добрую иронию. Король чуть что, сразу в сердцах снимает свой парик и корону со словами, которые стали крылатыми: "Всё, ухожу в монастырь". Добрая фея, подшучивает сама над собой, когда делится с Золушкой о том, как феи умеют менять свой облик




Несмотря на то что «Золушка» вызвала всеобщее восхищение, сдача фильма художественному совету (в него входили и чиновники от кинематографии, и режиссёры, и актёры) шла довольно нервно.
- Иван Большаков, который в те годы был министром кинематографии СССР, выдвинул идеологические претензии, - вспоминает Эльдар Рязанов. -Почему это король в фильме получился не только положительным, но ему в уста ещё и оказалась вложена основная мораль фильма: о том, что никакое волшебство не сделает ножку маленькой, а сердце большим. «Что же это получается? - негодовал министр на обсуждении фильма. - У вас носителем правды, добра являются король, принц, а не народ
Но если короля из сказки выкинуть было довольно сложно, то с феей приёмная комиссия обошлась весьма сурово. Режиссёр задумывала её как женщину из другого мира, как персонаж очень модерновый: фея была шикарной дамой, она красиво курила длинные сигареты, вынимая их из портсигара. А паж красиво зажигал спички, поднося их к этим тонким сигаретам.
В окончательном варианте от феи остались только несколько общих планов и пара крупных портретов, на которых выделялись брови - по моде того времени они были выбриты в тонкую ниточку. Этот образ даже коллеги Мясниковой восприняли в штыки - ведь Варвара сыграла саму Анку-пулемётчицу! А боевая подруга Чапая не может выглядеть как кукла!


И все таки 1947 год фильм показали в Финляндии, в Австрии, 1948 во Франции, 1949 Швеция, 1951 в Японии. Кинопрокат (1947) — 18,27 млн зрителей (4-е место)

Самая красивая фея мирового кино!

Но все течет и изменяется. В 1955 Васильев получил назначение на должность директора киностудии «Ленфильм», встречает свою новую музу Галину Водяницкую сыгравшую роль Зои Космодемьянской в 1944г. И снимает ее в историко-революционном художественном фильме «В дни Октября»

Дорога на Ленфильм для Мясниковой закрыта. Варвары Сергеевны с дочерью уезжают в Москву.
В мае 1949 года Варвара Сергеевна была зачислена в штат киностудии «Мосфильм» и Театра-студии киноактера, где состояла до 1959 года. На сцене театра участвовала в спектаклях «Глубокие корни» (Алиса) и «Остров мира» (диктор), а так же занималась общественной деятельностью в качестве секретаря партийной организации.
Одновременно с работой в кино и театре Мясникова вела концертную деятельность, гастролируя с артистическими бригадами по стране.
Дочь Варвара окончила химический факультет университета, работала химиком.
На экране актриса появилась еще пару раз в конце 50-х, сыграв мать Гринева в экранизации пушкинской «Капитанской дочки» и Любимовну в картине «Му-му» (по знаменитому произведению И.Тургенева).
Выйдя на пенсию, Варвара Сергеевна вела постоянную переписку с подругами из Ленинграда, а так же старалась раз в год их навещать. Все остальное время отдавала воспитанию внуков.
Умерла Варвара Сергеевна 22 апреля 1978 года в Москве.
Похоронена Варвара Мясникова на Серафимовском кладбище Санкт-Петербурга рядом с мамой и братом.



Актерские работы:
 Парижский сапожник (1928)
 Знойный принц (1928)
 Инженер Елагин (1928)
 Каан Кэрэдэ (1929)
 Человек с портфелем (1929)
 Обломок империи ("Господин фабком") (1929)
 Спящая красавица (1930)
 Лягавый (1930)
 Наши девушки (1931)
 Личное дело (1932)
 Чапаев (1934)
 Волочаевские дни (1937)
 Оборона Царицына (1-я серия) (1942)
 Оборона Царицына (2-я серия) (1942)
 Золушка (1947)
 Капитанская дочка (1958)
 Муму (1959)

Источники:
hthttp://tremasov.ucoz.ru/Myasnikova1.jpg
www.kino-teatr.ru;
http://tremasov.ucoz.ru
http://www.rusactors.ru
http://statehistory.ru/629/CHapaev--odna-vintovka-na-troikh-i-sovetskaya-propaganda/
LinkReply