galimsky (galimsky) wrote in namedni_60e_90e,
galimsky
galimsky
namedni_60e_90e

Categories:

Куреневская трагедия

  Этот день в истории: Куреневская трагедия 

 


 В этот день, 13 марта в 1961 г., в результате прорыва защитной дамбы, построенной для замыва Бабьего Яра, водой и размытой почвой была затоплена часть территории, прилегающей к улице Фрунзе в районе трамвайного парка им. Красина. Прорыв дамбы случился в 6 час. 45 мин. Через полтора часа ее размыло уже во многих местах, а в 9 час. 20 мин. - прорвало. Первая высота селевого вала, или ”лавины”, достигла 14 м (высота 4-этажного дома), а скорость составила почти 5 м/с. В 9 час. 30 мин. пульпа добралась Куреневки, уничтожив площадь почти в 30 гектаров. Постепенно жидкая масса стала твердой, как камень. Уже в таком виде ее высота достигала трех метров. К 10 часам утра поток воды остановился. В результате затопления было разрушено 68 жилых и 13 административно-производственных зданий. Стали непригодными для жилья 298 квартир, в том числе 163 - в частном домовладении, где жили 353 семьи общей численностью жильцов 1 228 человек. Было эвакуировано 800 человек, из них 117 – пострадавшие. Извлечено 25 трупов, в том числе 4 мужчины, 19 женщин и двое детей. 15 трупов не опознано. 25 гектаров площади оказались под 3-метровым слоем пульпы. По имеющимся данным, в результате катастрофы 145 человек погибло, 143 – были ранены. Уничтожены трамвайное депо им. Красина, склады и две фабрики. Длительное время власти Киева замалчивали это происшествие.

После катастрофы, случившейся в столице Украины на Куреневке в понедельник, 13 марта 1961 года, самолеты «Аэрофлота» в течение нескольких недель изменяли маршруты и облетали это страшное место, дабы никто из пассажиров не смог разглядеть из иллюминатора истинные масштабы трагедии. Несколько суток Киев был оторван от мира. Не работала междугородная, а тем паче международная телефонная связь.

Тогда, в 1961 году, в этом яру скопились почти четыре миллиона кубических метров жидких отходов Петровских кирпичных заводов. Именно таким образом (надеялись, что отходы превратятся в камень) городские власти, возглавляемые с 1947 года Алексеем Давыдовым, стремились убить двух зайцев: наладить бесперебойное, круглосуточное промышленное производство кирпича, столь необходимого при возведении многочисленных жилых массивов, создать удобное транспортное сообщение между Сырцом и Куреневкой (по улице Олены Телиги ездят ежедневно многие из нас) и попутно ликвидировать Бабий Яр, разбив в лучших антисемитских традициях на его месте городской парк культуры и отдыха с обязательными аттракционами, стадионами и ресторанным комплексом. Идея эта потерпела фиаско, так как в процессе реализации замысла была грубо нарушена проектная документация. В целях экономии трубы одного диаметра заменили другими, вместо бетонной дамбы возвели земляную, а о водозаборных колодцах и говорить не приходится. Их никогда не чистили. К тому же проектом запрещалось круглосуточное поступление пульпы в яр. На самом деле заводы работали круглый год и в три смены. 

Пульпа, попадавшая в овраг по трубопроводу, не успевала затвердеть, а попросту смешивалась с водой.
Трагедия, когда в одночасье огромная масса этой пульпы прорвала земляную дамбу (кстати, совершенно не отвечавшую нормам безопасности) и со скоростью пять метров в секунду высотой в четырехэтажный дом устремилась вниз, на Куреневку, сметая своей волной все живое, надеюсь, не повторится никогда. В считанные минуты площадь (более тридцати гектаров) оказалась под многометровой толщей песка, окатышей, грязи и глины. Были разрушены десятки зданий, а главное — погибли сотни людей! От упавших столбов электропередач загорелись битком набитые людьми (пресловутый час пик!) автобус, троллейбус, трамваи. Заложниками рукотворной стихии стали водители самосвалов, пассажиры легковушек, пешеходы и просто зеваки…

Глущенко, начальник Специнспекции Подольского района, сообщал 11 февраля 1957 года начальнику Киевского отделения Гидромеханизации Ципенюку и директору заводоуправления Петровских кирпичных заводов Брацыло: «Вследствии недостаточного надзора Вашими работниками, канава Бабьего Яра всегда находится в аварийном состоянии, особенно в зимнее время. Канава заливается, и вода вместе с песком выходит из берегов и затапливает прилегающие территории предприятий и организаций».

В начале марта 1961 тревогу начали бить простые киевляне: они увидели ручейки, текущие по дамбам. Но власти не встревожились до самого момента трагедии

13 марта, дамбы не выдержали. Есть данные, что пред этим в городе ощущались подземные толчки.

 Как вспоминают очевидцы, селевой поток не перехлестнул через дамбы, а пробил у самого основания и снес. Грязная вода и около 700 тысяч кубометров мокрого грунта сползли по оврагу вниз и покатились к улице Фрунзе. Ширина потока была невелика – так считает исследователь Александр Анисимов – всего около 20 метров. Зато высота – метров 14. Этого с лихвой хватало, чтобы разбить 34 одноэтажных деревянных дома, 5 двухэтажек и 2 общежития барачного типа. А также – перевернуть автобус и троллейбус, разрушить трамвайное депо имени Красина, снести часть стадиона «Спартак» и покрыть 25 гектар площади трехметровым слоем твердеющей пульпы. К 10 часам вода перестала течь.

Люди, у которых погибли близкие, днем собирались на горе, а вечером разъезжались по моргам в поисках погибших родственников.  

Киевляне, наблюдавшие с холма, видели, как ковши экскаваторов и ножи бульдозеров, выгребая пульпу, на куски разрывали тела погибших. Очевидцы направились к горисполкому, чтобы высказать возмущение, но по дороге толпа была рассеяна. Правда, после случившегося ликвидаторы стали работать осторожнее.

Тела людей работавших в депо имени Красина   обнаружили на седьмой день под руинами административного корпуса. Экспертиза показала, что они погибли из-за недостатка воздуха лишь на третий после катастрофы день.

В 1962 году на Бабий Яр было брошено огромное количество техники — экскаваторов, бульдозеров, самосвалов, скреперов. Грунт был водворен обратно в Яр, а частью распланирован на месте погибшего района. Бабий Яр был все-таки засыпан. Через него проложили шоссе. На капитальной бетонной дамбе высадили тополя. Эти ровесники трагедии живы до настоящего времени.



еще:
 http://community.livejournal.com/interesniy_kiev/182931.html
http://mnk.by.ru/kievold/index21.htm



Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments